В ноябре 1922 года гробница царя Тутанхамона была открыта, и мир попал под его чары. Для многих современных археологов культ египетского фараона заключается лишь в богатстве находок и в мистике истории о преждевременной смерти мальчика-короля и лорда Карнарвона.

Известно, что самая большая коллекция сокровищ Тутанхамона выставляется в Галерее Саатчи в Лондоне. Уникальная находка по-прежнему вызывает интерес и у современного общества. В 1922 году британский археолог Говард Картер, который и обнаружил гробницу фараона, оказался в эпицентре политического  шторма. Дело в том, что Египет в это же время претерпел политические изменения. Новое правительство установило жесткий контроль над этим памятником.

Раскопки
Раскопки

Для оплаты раскопок и сохранения богатств гробницы лорд Карнарвон принял решение собрать денег, при этом подписав эксклюзивное соглашение с известной газетой Times. В свою очередь это дает право изданию публиковать новости и фотографии с места раскопок. В качестве фотографа был приглашен британский художник-фотограф из Метрополитен-музея в Нью-Йорке Гарри Бертон. Он фотографировал объекты памятника с разных ракурсов, применяя специальные постановки и освещение.

На фотографиях Бертона зафиксированы более 5000 предметов, втиснутые в маленькую гробницу. На ряду с золотыми украшениями, статуями, шкатулками, на снимках красовались буханки хлеба, корзины с нутом, финиками и чечевицей, а также гирлянды цветов. Раскопки гробницы Тутанхамона очаровали всех своими необычными сокровищами. На каждом шагу, в каждом издании и по радио говорилось об уникальной находке.

Памятник
Памятник

Открытие гробницы вдохновило дизайнеров на создание новой коллекции одежды. В 20-х годах прошлого столетия стали популярны мотивы змей, птиц и цветов, причем они появлялись не только на одежде и на массовых потребительских товарах. Царь Тутанхамон заколдовал людские фантазии и увеличил спрос на товары с его изображением.

Возможно, все это было доступней, чем в некоторых других древних царствах, потому что отец Тутанхамона, Эхнатон, ввел новый стиль - искусство Амарны. Новый стиль представлял королевскую власть в более мягких, более естественных условиях, предлагая интимные представления о семейной жизни. Женщины в те времена были гораздо заметнее.

Фигура богини Исиды - одна из четырех статуй, охраняющих каждый угол канопы царя Тутанхамона - стала вдохновением для «современных девушек», нового типа женщин, которые появлялись после Первой мировой войны. после Первой мировой войны. Причем «современная девушка» стала глобальным явлением во многих странах. Новый стиль означал для женщин освобождение, свободу. Так в Японии, в Германии, в Китае, во Франции женщины ходили с короткой стрижкой в стиле Клеопатры и в свободном платье, потягивали коктейли и танцевали джас-бэнд, притягивали внимание мужчин. Кроме этого, «современная девушка» стала символом торговли. Она продавала косметику с явной египетской тематикой.

Археологические раскопки
Археологические раскопки

Афроамериканская танцовщица Джозефине Бейкер также имела стиль «современной девушки». Девушка называла себя «джазовой Клеопатрой». Бейкер использовала новую культуру красоты, чтобы расширить свои возможности. Именно она бросила вызов расизму, будучи модно современной. Она стала популярной своими джазовыми номерами в Париже, в США.

Под чары гробницы царя Тутанхамона попала и джазовая музыка, в том числе под этим вдохновением была написана  мелодия 1923 года Old King Tut, которая объявила его «мудрым старым орешком». Признание того факта, что Тутанхамон был мальчиком-королем, появилось через несколько лет после открытия гробницы. Только в 1925 году раскопки Картера обнаружили тело царя. В первом из серии гробов была обнаружена золотая погребальная маска короля, а уже спустя некоторое время - его хрупкое, сломанное тело.

После тщательного осмотра гробницы и тела царя, вскрытие показало, что Тутанхамон в действительности был молодым человеком в возрасте 17-19 лет, а не беззащитным старым королем. Кроме этого острый резонанс и всплеск лихорадочных проклятий вызвал и тот факт, что на теле царя были обнаружены множественные ранения.

Культ царя Тутанхамона также имел обратную сторону, вызывающая личные страхи и скрытые страдания людей. Тело короля было обнаружено тогда, когда общество еще только-только приходило в себя от последствий Первой мировой войны. Большинство жертв войны были похоронены далеко от дома. Открытие, что Тутанхамон был мальчиком – королем и что его тело было покрыто многочисленными ранами, после того как его мумия была развернута в 1925 году, захватило воображение людей, которые потеряли на войне своих родных и близких.

Заколдованное общество гробницей Тутанхамона 1920-х годов стала глобальным проектом воображения. Уникальная находка связывала людей с древним местом и друг с другом, в том числе и с ушедшими из жизни близкими людьми. Возможно, у людей была необходимость мечтать о новых мирах, возвращая те, которые были потеряны для истории.