Естественное любопытство и стремление к вознаграждению - основные движущие факторы, которые влияют на обучение детей. Какой из этих факторов является лучшим в плане обучающего поведения?

Ребенка нужно заставлять учиться ради учебы, а не ради хороших отметок или еще хуже - угрозы. Пожалуй, последнее выражение звучит как несбыточная мечта. Однако если вдуматься, то это не совсем так страшно, как кажется на первый взгляд.

Ребенок читает
Ребенок читает

С самого раннего детства все дети стремятся к изучению окружающей среды - от изучения соринки на полу до изучения домашних животных. Малыши очень любознательные и спешат узнать, как все работает в этом мире. И только потом они приспосабливаются к чему-то определенному, к примеру, спокойно сидеть за столом во время обеда или ужина, чтобы получить какое-либо вознаграждение.

Именно эти два описанных фактора называются естественное любопытство и мотивация с вознаграждением. Однако какой именно критерий будет лучшим в плане учебной деятельности для ребенка?

Дети играют
Дети играют

По мнению профессора Университета Лаваль в Квебеке , эксперта по мотивации Фредерика Гуайа, дети с рождения проявляют активность и любопытство, а внутренняя мотивация начинается очень рано. Он утверждает, что воспитатели и школьная система должны развивать эту мотивацию в ребенке.

Дети танцуют
Дети танцуют

Гуай совместно с коллегами провели анализ данных внутренней мотивации и результатов учебы 200 тыс. детей от начальной школы до университета. Все учащиеся заполнили анкету, которая измеряла различные типы мотивации, при этом оценки ставились самостоятельно учащимися или брались из журнала успеваемости. В ходе исследования специалисты выявили, что студенты, которые получали удовольствие от конкретных учебных дисциплин, имели высокие достижения и повышенный успех по этим предметам.

Девочка за чтением книги
Девочка за чтением книги

Еще один эксперимент показал, что учащиеся, которые внутренне мотивированы, достигают успехов и лучше учатся. Немецкие эксперты выявили, что дети в возрасте от 7 до 9 лет, которые вчитывались в книги, имели более высокий уровень понимания прочитанного, нежели дети, которые пытались конкурировать со сверстниками в учебе.

Школьница пишет на доске
Школьница пишет на доске

Несмотря на все доказательства важности воспитания у детей внутренней мотивации, все же вознаграждение за определенные действия и знания проникают в разум детей очень рано. Дети получают различные вознаграждения, например, наклейки, за хорошую успеваемость и поведение.

К примеру, эксперты, благодаря длительному исследованию, выявили, что учителя на протяжении всей учебы от детского сада до 5 класса использовали в качестве поощрения детей похвалу, другие различные призы.

Девочка за планшетом
Девочка за планшетом

Старший преподаватель по психологии развития Эдинбургского университета Сара Макджаун рассказала, как можно повысить внутреннюю мотивацию у ребенка. По ее мнению, одним из лучших способов является рекреационное чтение. Важным пунктом является нахождение той самой книги, а также поощрение учеников как читателей, даже если они вместо романов и рассказов выбрали журналы и комиксы.

Дети играют в мяч
Дети играют в мяч

Важно помочь детям найти жанры и авторов, которые им будут интересны для прочтения. Ребенок должен чувствовать, что у него есть выбор, и делает он это по собственной воле.