Изобретатель Александр Грэм Белл не являлся сторонником многозадачности. Он полагал, что креатив происходит от целеустремленной концентрации на конкретной проблеме или задаче, а любое отвлечение от дела только отведет от поставленной цели.

«Сосредоточьте все свои мысли на предстоящей работе», - сказал однажды Александр Грэм Белл автору вдохновляющей книги начала двадцатого века Орисону Суэтту Мардену. - Солнечные лучи не горят, пока их не сфокусировать».
Мужчина думает над важной задачей
Мужчина думает над важной задачей

До недавнего времени психологические эксперименты также показывали, что человек более эффективен в работах, требующих точности, когда его мозг полностью сосредоточен на этой деятельности. Однако несколько современных исследований ставят выводы прошлых испытаний под сомнение, в частности, когда речь идет о творческой работе. К примеру, вы пытаетесь придумать новые идеи. Полная фокусировка на этой идее пожет дать обратный эффект, а потому необходимо отвлечение или отдых, чтобы увеличить шансы к решению вашей задачи.

Данная ситуация возникает в связи с тем, что наш ум часто подвергается рутине. Мы начинаем впустую тратить время, концентрируясь на первых идеях, не создавая новых. Этот фактор называется когнитивная фиксация. Именно ее современные психологи считают главным препятствием для творчества.

Творчество
Творчество

Джексон Лу и его коллеги из Колумбийской бизнес-школы с помощью лабораторного теста креативности решили выяснить, может ли многозадачность помочь вырваться из когнитивной фиксации. Участникам эксперимента в течение определенного промежутка времени предлагалось как можно больше придумать вариантов использования кухонной миски. При этом участники эксперимента должны были выполнить это задание дважды, находя альтернативные варианты использования зубочистки и кирпича.

Человек на дереве
Человек на дереве

Единственным различием во время эксперимента было то, что некоторые участники выполняли задание поэтапно - сначала идеи использования зубочистки, а затем - кирпича. Другим же предлагалось чередовать эти задачи. В результате выяснилось, что от простого количества идей до воспринимаемой новизны идей участники, которым предлагалось несколько задач сразу работали намного лучше.

Девушка
Девушка

Далее участникам предлагалось пройти тест на конвергентное мышление. Испытуемым предлагалось придумать общее связующее слово для трех слов «путь», «мисси» и «пусть». Тест был предназначен для измерения способности находить ассоциации между несвязанными словами. Опять же, несколько участников рассматривали две проблемы одновременно, другие - рассматривали их последовательно. Многозадачники вновь поразили - 51% против 14%.

Мальчик задумался
Мальчик задумался

Когда человек работает в группе, выслушивая типичные идеи,у него увеличивает фиксация и сосредоточение. Однако переход от одной задачи к другой поможет вам забыть эти типичные идеи, а это означает, что когда вы вернетесь к проблеме, вы, скорее всего, подумаете о чем-то новом.

На мосту
На мосту

Согласно этому выводу, при решении определенной задачи необходимо рассматривать несколько вариантов решения одновременно, а не погружать в одну идею.